Нижегородская улица

08.09.2007 от KENDER

Нижегородская улица

Обратимся теперь к другой половине Большой улицы, от Рождественского монастыря и далее на восток, к Нижегородской заставе. С неутомимостью влюбленного переносили ее на свои снимки и открытки фотографы и издатели. ? в самом деле, эта часть города, не отличаясь пышной парадностью, имела свои милые достопамятности. Привлекательной перспективой ее служила высокая праздничная Сергиевская церковь, стоявшая посреди улицы, почти как Золотые ворота. Может быть, потому в народном обиходе за ней утвердилось название Красные ворота.

Дом Шумских находился в отдаленной части Дворянской улицы, на углу небольшой площади. На площади стояла церковь Сергия Радонежского, старинная, снаружи выкрашенная красной краской и расписанная образами, высокая, без сводов, постоянно грозившая падением и не падавшая. Обыкновенно ни на улице, ни на площади не было движения. Редко проезжал экипаж: или проходил пешеход. Неподалеку была семинария. Утром толпы учеников, одетых в халаты, шли в класс, после полудня — из класса. По субботам гнали колодников в Сибирь. Летом, во время ярмарки мимо окон тянулись бесконечные обозы.

От церкви (Богородицкой — Т. Т.) на западе находится каменный двухэтажный корпус, с пространною в средине залой, построенный в 1808 г., в котором помещаются классы семинарии. Семинарский корпус выстроен без всякого обременения при самых простых и удобных средствах. Кирпич, кроме пожертвованного владимирскими купцами, имевшими кирпичные заводы, собран был из разных мест, состоявших в епархиальном ведении: из Суздальского Архиерейского дома, где были разобраны так называемые ?лларионовские покои; из упраздненного Сновидского монастыря, где также были разобраны ветхие каменные здания, оставшиеся впусте от давних времен, и из некоторых
других упраздненных монастырей здешней епархии... Лес для здания доставлен был из Флорищевой пустыни по реке Клязьме. Железо пожертвовано с известных Баташевских заводов.

?ЕРОМОНАХ ?ОАСАФ. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. 1857.

Семинария

Особое место в жизни владимирской молодежи занимала семинария как учебное заведение для юношей духовного сословия... В наше время семинария превратилась в учебное заведение, мало чем уступающее гимназии. В семинарии всегда царила несколько благодушная атмосфера всего учебного процесса и своеобразные традиции этого колоритного по свои.» нравам учебного заведения. Надо сказать, что к этому времени, 1903 — 1910 гг., семинария значительно улучшилась по сравнению с прошлым: увеличилось число светских дисциплин, улучшился состав преподавателей, самый внешний облик учащихся здесь, в большинстве случаев жителей сел, резко поднялся в опрятности и даже фарсовитости, а учащиеся из самого г. Владимира не уступали в манерах гимназистам и реалистам. Эти последние даже пасовали перед семинаристами и физически, и духовно. Великолепные певцы и музыканты.., они в то же время были удивительно даровиты на всякие ремесла и даже живопись.

Косаткин М.В. Мои ученические годы во Владимире...

Богородицкая церковь

Старейшее из сохранившихся зданий в этой части города и почти единственный в городе памятник архитектуры XVII в. — церковь Успения Богородицы (Богородицкая). Замечательная по красоте и слаженности ансамбля пятиглавого храма с шатровой колокольней, галереями и крыльцом, церковь эта построена в 1649 г. посадскими и торговыми людьми — Денисовыми, Сомовыми и Хмыловыми. Долгое время при ней был женский монастырь, потом его упразднили, а в XIX в. церковь стала семинарской. Стоит она в стороне от улицы, в глубине семинарского двора, на краю крутого склона. Рядом с семинарией, вдоль улицы к западу, стояла до 1933 г. Богословская (Троицкая) церковь — невысокая, с четырехгранной колокольней-башенкой, со шпилем. В этой части города дольше, чем в других местах сохранялись остатки старинных посадских деревянных строений.

Основанная в 1775 г. Богословская церковь не изменила прежнего вида, но по случаю устройства вновь большей зимней церкви, взамен Онуфриевского придела, она не носит уже наименования Богословской, но в 1832 г. переименована во имя Св. и Живоначальной Троицы... Главная Троицкая церковь имеет в длину и с алтарем 18 шагов. Кровля железная, выпуклая, из средины которой выходит восьмиугольный фонарь. Алтарный иконостас новой архитектуры, он довольно красив, но нельзя сказать, что иконы писаны искусною рукою. Зимняя церковь устроена в 1832 г. Она довольно велика, светла и красива. Это, кажется, одна из лучших зимних церквей во Владимире.
С западной и южной сторон она (Богословская церковь — Т. Т.) окружена кое-какими деревянными домиками, из которых замечателен только один своим редким особенным видом и столетней древностью. Это уже ветхий, единственный дом в городе... с тремя окошечками, из которых два — волоковые, с большим кровельным навесом и с резным коньком. Принадлежит мещанину Бубнову.

Газета «Владимирские губернские ведомости", 1850 г.,№1

На другой стороне улицы, несколько в глубине, была еще одна многоверхая живописная церковь с шатровой колокольней — ?льинская, снесенная в 1932 г. Теперь на этом месте небольшой каменный дом.
Нижегородская улица

К сожалению, тихую красоту и неброскую прелесть Нижегородской улицы уже трудно почувствовать и оценить, ибо ветхости ее не противостоит никакая поддержка и забота.

(Татьяна Петровна Тимофеева, "Днесь светло красуется") 

Рубрики: Нижегородская улица |
Теги:

Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.