Город на холмах

03.09.2007 от KENDER

Общий вид города

Владимир — такой обыкновенный, привычный нам, живущим в нем; попираемый нашими ногами и нашим произволом — вовсе не такой обыкновенный и простой. Десятилетия градостроительного бессилия не смогли остановить его живое сердце — то духовное начало, которое неуловимо присутствует в нем.

Владимир возник и оформился в то время, когда Русь приобщилась к христианству — религии любви и благодати. Смутная языческая душа озарилась светом. Этим светом объят русский средневековый город. "Упорядоченное и замкнутое внутреннее пространство города, организованное вокруг холмов, отгороженное стенами от хаотических просторов степи... место княжеского суда, средоточие веры и учености — пространство являло свежему взгляду молодого народа явственный образ дома Премудрости, обособленного от "тьмы внешней". Город соотнесен для средневекового человека с храмом, храм — как бы средоточие города, и оба суть образы одного и того же идеала — "Небесного ?ерусалима" (С.Аверинцев).
Таков Владимир. Городу — тысяча лет. Невозможно счесть, сколько поколений, живших прежде нас, вместила его память и его земля. Вот эта земля, по которой мы так бездумно и непочтительно ступаем, и есть прах многих и многих отшедших поколений. По такой земле надо бы ходить босиком. Это о ней сказано: "Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая".
Вот здесь, на этом холме основал город Киевский князь Владимир Святославич. Было это в 990 или 992 году, вскоре после крещения киевского народа в Днепре. "Евангельский же источник наводнився и всю землю покрыв, и до нас разлияся" (Митрополит ?ларион, XI век). ? наш город упоминается в летописях впервые в связи с крещением его людей. В летописях сказано еще о другом князе Владимире-Мономахе, который спустя столетие заново построил город — не основал его, а укрепил. Христиане, заложившие и строившие город, сумели создать жизненное пространство, в котором сам город, и его структуры, и вся его окрестность стали продолжением храма; пространство священное, благодатное, осмысленное и одухотворенное, пространство обитания человеческой личности, понятой как образ Божий. "Днесь светло красуется славнейший град Владимир..." Так начинается тропарь праздника иконы Владимирской Божьей Матери. Князь Андрей Боголюбский привез ее сюда в середине XII века, и ее заступничество сохраняло город "от всех навет вражиих". Князь Андрей дерзко замыслил построить новую столицу Руси. "Да будет сей град великое княжение и глава всем". ? город украсили белокаменные церкви, и Золотые ворота, и сам он стал прекрасен и вечен, как храм, а каждый живущий в нем — как священник и молитвенник в этом храме. Потому и сквозь многие века, и до сего дня как будто осеняет его своими крылами Святой Дух. "Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою!" (Митрополит ?ларион, XI век). При строительстве городов на Руси всегда совершался специальный чин "основания града", и в молитве просили у Бога: "Низпосли благословение Твое небесное на основание града сего, призримилостиво на место сие, огради его силою Твоею и остени его Твоим Божественным промыслом". Владимир — как образ праведника из Нагорной проповеди: "Не может град укрытися, верху горы стоя, ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть". ?менно таким кажется Владимир с юга; южная его панорама особенно возвышенна и пленительна.

Общий вид на реку Клязьму

Древний город', окруженный селами, монастырями, стоит на самом высоком месте узкого горного хребта. Обилие церквей и садов придает ему великолепный вид. Над крутым обрывом высится кремль с бойницами и башнями. ?звилистая река, чистая, прозрачная омывает обрыв. Громадные Поемные луга расстилаются за нею... Воздух в городе свежий, чистый... А весной, когда цветут вишни и яблони, весь город покрывается сплошными массами белых цветов, как простынями, и наполняется тонким, сладостных! ароматом. Болезни считались редкостью. Люди умирали только от старости, от объедения или от перепоя.

В.?.ТАНЕЕВ. Воспитание Шуйского.
Культурно-историческая комедия.

?сторико-статистические сведения о местностях Владимирской губернии, посещенных г. M.1J. I. егермейстером Высочайшего Двора Дм. Серг. Сипягиным 13- 19 июля 1901 г. Владимир, 1901.

Вид из-за Клязьмы

Город обращен к реке. Еще совсем недавнее общепринятое название его — Владимир-на-Клязьме. Река так неотъемлемо участвует в историческом ландшафте, как необходимо входит она и в первоначальный замысел города. По реке сообщался город со всем миром, через Клязьму лежал путь "из славян в арабы". А в самом этом имени отразилась дописьменная древность финно-угорских племен, предшествовавших славянским поселенцам X века. Крепостные ворота со стороны Клязьмы назывались "Волжскими", а город на всем своем протяжении как бы салютовал реке золотым сиянием церковных глав... К реке сбегают по южному склону холма улицы и улочки, в реку смотрится подол и южный городской фасад. Река же властной рукою начертала и всю фигуру города, вытянув его по своему течению, как и его главную улицу. Благословенная, животворящая водная стихия... Она и с севера охватывает город — меньшей и не такой значительной рекой с поэтическим славянским именем Лыбедь (Лебедь).

Вид на реку Клязьму

Любители рыбной ловли проводили незабываемые дни и вечера возле заклязьменеких озер... Утром проходили по безлюдным улицам, узким съездом спускались к Клязьме и, когда шли по моету по ту сторону реки, любовались, как утренний туман стелется над водою и как там вдали на востоке из-за добросельских холмов поднималось солнце, посылая свои лучи на городские холмы и сады, на золотые купола церквей, и вскоре отражались блесками на всплеске клязьменских струй.
Пройдя клязьменский наплавной мост, выходили, слегка поднимаясь, на дамбу, пересекающую весь луг от реки до леса, и шли по ней или вдоль по луговой, хорошо отполированной тропинке под гомон проснувшихся птичек и жужжание насекомых.
Уже издали, все приближаясь, закрывая весь горизонт, виднелся раскинувшийся по надречным холмам город. Утопая в зелени садов, блестели озаренные заходящим солнцем стекла домов, сбегающих с горы почти к сауной реке. В солнечных лучах переливалась и позолота церковных куполов, а на окраинах города уже поблескивали вечерние огни, постепенно разбегаясь и по всему городу. ?здали доносились звуки музыки. Это на Пушкинском бульваре играл военный оркестр, привлекая массу гуляющих... В вечернее время молодежь каталась на лодке или купалась в полноводной Клязьме в натуральном виде, не стесняясь.

КОСАТК?Н М.В. Мои ученические годы во Владимире.

Воспоминания. 1972. Рукопись. ГАВО.

(Татьяна Петровна Тимофеева, "Днесь светло красуется") 

Рубрики: Город на холмах |
Теги:

Оставить комментарий

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.